РНДБ

РОССИЙСКОЕ

НАРОДНОЕ 

ДВИЖЕНИЕ

БИЧЕЙ

 

 

Название: КАК ПОМОЧЬ БОМЖУ
Тема: Соц. градусник

За последние годы во Всеволожском районе увеличилось количество лиц без определенного места жительства (БОМЖ). О них шла речь на Административном совете при главе администрации района.

Как выяснилось, среди лиц БОМЖ преобладают мужчины (90%), в основном это люди трудоспособного возраста. Большинство из них потеряли свой статус по причине продажи жилья (68%). Кроме того, проблемы этой категории граждан: хронические заболевания, утрата профессиональных навыков, отсутствие документов, необходимых для предоставления им государственных социальных гарантий. Пять лет назад в целях социальной реабилитации была создана районная межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители правоохранительных органов, администраций городских и сельских поселений, соцзащиты населения, здравоохранения, службы занятости, Пенсионного фонда РФ. Лица БОМЖ получают медобслуживание, им оказывают финансовую и вещевую помощь за счет средств, выделенных на реализацию муниципальных целевых программ. В целях повышения эффективности деятельности по социальной реабилитации лиц БОМЖ весной этого года внесены изменения в Положение о межведомственной комиссии, изменен ее состав, разработан районный межведомственный план. Главная установка комиссии - решение конкретных проблем конкретного человека. Первоочередная задача - разработка порядка взаимодействия уполномоченных ведомств при возвращении лиц БОМЖ из мест лишения свободы в населенный пункт по прежнему месту пребывания и по месту жительства в пределах района. 

Подготовила Арина ЖУРАВЛЕВА 

Как можно помочь бомжу/бомжам?

Я вот всегда когда их вижу у меня есть жуткое желание им чем-то помочь, но я просто теряюсь и незнаю как и что возможно сделать? Например сегодня видела одного с пораненой ногой. Есть ли такие службы куда можно позвонить и чтобы приехали забрали и хотябы както выходили его до более менее нормального состояния.Готова оплатить.Если случай экстремальный поранен или истекает кровю.Думаю мало кому есть до этого дело ,чтобы делать это бесплатно.Понимаю что они пьют и т.д.
Но кроме как дать им еды/денег(которые скорее всего пойдут на алкоголь) ничего не приходит на ум.
Но и проходить просто мимо мне очень неприятно. Если бы каждый хоть чем то мог им помочь кто едой кто лекарствами, кто медицинской помощью, может не было бы столь плачевной ситуации? Ведь когдато они были нормальными людьми. А на улице очень много обеспеченных вокруг ходит. Я думаю очень многие хотели бы помочь как-то, но тоже незнают как.
Может кто подскажет какие-то соображения.

 

НОВОМОСКОВСКИЕ БОМЖИ ВЫШЛИ НА АКЦИЮ В ЗАЩИТУ СВОИХ ПРАВ

Рубрика: ОбществоТульские новости

18 октября 2012 в 16:29

В Новомосковске прошла акция бездомных. Как сообщает ИА «Новомосковск Сегодня», в районе гостиницы «Россия» несколько человек без определенного места жительства и работы держали в руках плакаты с надписями о правах бездомных на трудоустройство, жилье и получение банных процедур и раздавали прохожим листовки соответствующего содержания.

По информации агентства, этой акцией ее устроители, Тульское региональное общество «За исключение бездомности», хотели привлечь внимание общественности к одной из главных проблем современности.

Представители общества пояснили, что около 40 процентов людей из разряда так называемых бомжей попадают в эту категорию из-за конфликтов с родственниками, 19 процентов — из-за  нечистоплотности сделок купли-продажи жилья и «черных риелторов».

В Серове прошел семинар, где обсуждалась помощь бомжам и зекам

Автор  16/10/2012 | 6 Комментариев

В Серове обсуждали успешные практики ресоциализации граждан, отбывших уголовное наказание в виде лишения свобода и лиц без определённого места жительства и занятий.

Специалисты говорят, что хватит трех месяцев, чтобы человек привык бомжевать. Вернуть его к нормальной жизни через это время очень непросто. Фото: газета «Глобус».

Обучающий семинар был организован региональным министерством социальной политики. Его участниками стали специалисты социальных служб из муниципалитетов Северного управленческого округа.

- На Среднем Урале ежегодно из тюрем освобождается более 14 тысяч человек. Только объединив усилия, мы можем помочь этим людям, — сказал зам. министра социальной политики Свердловской области Алексей Никифоров. — На семинаре постараемся выработать оптимальные подходы к решению данной проблемы. Я знаю, что в Северном управленческом округе есть успешные практики ресоциализации, которые мы хотим обобщить. Например, в Серове существуют социальные программы, которые поддерживают эту категорию людей. Им помогают восстановить документы, получить временное жильё, трудоустроиться.

Как было отмечено, самое главное в работе с данной категорией граждан – это межведомственное взаимодействие. На семинаре выступили представители министерств социальной политики, здравоохранения, представители ГУФСИН и ГУ МВД по Свердловской области, Департамента по труду и занятости населения, Управления федеральной миграционной службы региона. Всё услышанное обобщили на «круглом столе», где были выработаны предложения и рекомендации по теме семинара.

Северный управленческий округ стал первым, где прошёл семинар. Такие же будут организованы и в других управленческих округах. Затем успешные практики обобщат в области и наметят новые, более эффективные пути социальной реабилитации данной категории граждан.

 

26/01 13:01  |  Поможем замерзающим бомжам!  

 

 

В Астрахани уже вторую неделю царят жуткие холода. В основном их жертвами становятся бомжи. 4 человека умерло. Ежедневно в городскую клиническую больницу №3 имени Кирова и медико-санитарную часть с обморожениями и общим переохлаждением машинами скорой помощи с городских улиц доставляется по 10 – 12 человек. 

Как рассказал председатель комитета по здравоохранению администрации Астрахани Игорь Квятковский, всех бомжей госпитализируют в разные отделения больниц (ожоговое, терапия, хирургия) для прохождения необходимого курса лечения. Без помощи эта категория пациентов не остается, однако дальнейшая судьба «жителей улиц» тревожит медиков. У бомжей нет не только крыши над головой, но и элементарной теплой одежды и обуви. 

Комитет по здравоохранению Астрахани обращается к горожанам с просьбой принять участие в благотворительной акции. Если вам не безразлична судьба бездомных астраханцев, вашей помощи ждут. Необходимы теплые мужские и детские вещи и обувь, а также дополнительное питание для бомжей, проходящих курс стационарного лечения. 

 

19:0823.10.2012

БОМЖ

 


Каждый день в больших городах мы сталкиваемся с бездомными. Они сидят в метро, на вокзалах, ночуют в подъездах или теплотрассах. Государство, конечно, делает все, чтобы бомжей с улиц убрать - открывает приюты, есть службы, помогающие с документами. Но все равно, бомжи с улиц не исчезают. Большинство людей опускаются на дно из-за водки. Причем такой образ жизни многим нравится. "Посмотри на меня, видишь, я же счастливый человек! Ты не представляешь, какое это счастье, когда нечего терять!" Эти люди не стремятся в приюты, ведь там нельзя пить. Им не нужны документы, работа, будущее. У них все есть здесь и сейчас. Здесь, на дне, они кажутся абсолютно свободными, они даже полиции не интересны - ведь с них нечего взять. Главной целью жизни становится добыча водки. Пьют все и много. Некоторые вообще не трезвеют месяцами, пока не попадают в больницу. В таком состоянии они живут, пока в один прекрасный день не замерзнут на улице, или не погибнут от ножа собутыльника. 

Вчера с Марковым мы решили составить компанию группе бездомных, выпить и поговорить за их непростую жизнь. 

Началось наше путешествие с Кузнецкого моста. Оля — в прошлом работница паспортного стала, а ныне слегка опухшее лицо без определенного места жительства, — согласилась устроить нам погружение на социальное дно столицы. Стоимость входного билета на этот аттракцион была весьма демократична — 500 рублей. 

Мы отправились на Цветной: как сказала Оля, местный бульвар является точкой сбора всех бомжей в округе. Первыми респондентами стали Леша и Валера. Алексей заявил, что он уроженец Венгрии и сын четы военных переводчиков, а Валера, кряхтя и пошатываясь, смог извлечь из горла лишь несколько низких звуков. Поначалу ребята вели себя настороженно и напряженно, но после того как в нашей компании появилась бутылка водки, заметно оживились. Даже Валера, который до этого толком не мог подкурить сигарету, вдруг продемонстрировал удивительную легкость движений с пластиковым стаканчиком. 



— Вот так и живем, – довольно сказал Леша, наливая вторую, – Сейчас посидим с вами и пойдем спать. 
— Куда? 
— В подъезд, – коротко ответил Леша и настороженно добавил: – но в какой именно — не скажу. 

Оля пояснила: дислокации теплых подъездов — строжайшая тайна и сакральное знание в мире бомжей. Никто не палит своих точек: ребята разбиваются на группы по два-три человека и ночуют небольшими стайками. Леша, например, «живет» с Валерой: они ночуют вместе и всегда присматривают друг за другом. Гладя на них, показалось, что так, наверно, выгладили бы Том Сойер и Гекльберри Финн двадцать лет спустя. 



Через десять минут к нам подошли еще двое. Алексей потянулся за водкой и, пытаясь открыть пробку, удерживая при этом стаканы, разбил бутылку. Невозможно описать потрясение, которое испытали ребята. Если бы мы не пошли тот час за еще одной, Лешу бы, без сомнений линчевали прямо на площади с клоуном. 



Через пятнадцать минут пары сивухи притянули еще троих. На этот раз в компании была девушка: она отказалась разговаривать с нами и долго пряталась от объектива. 

Саня, один из вновь пришедших, поделился с нами кодексом правильного бомжа: 



— Я сейчас все вам объясню! – сказал он, – Вот смотри: я вот ночевал в одном подъезде. Долго ночевал, несколько лет. Приходил туда со своей картонкой, ложился спать после полуночи и уходил в шесть утра, чтоб с жильцами не сталкиваться. И я всегда за собой убирал, всегда держал свой подъезд в чистоте! Меня даже некоторые жильцы знали. Но как-то раз привел с собой одного мудака, который насрал прям на лестничной клетке! Ты прикинь? Прям под дверью навалил! Ну и меня, конечно, выгнали после этого… 



Ребята оживленно загудели, было видно, что Саня вскрыл важную и животрепещущую тему. 

— Да! – сказал какой-то чувак, – Есть мудаки, которые не понимают, что надо жить по понятиям: я тебе не мешаю, ты мне. Зачем срать под дверь? Можно выйти на улицу, кустов же вокруг полно… 
— А если совсем невтерпеж и холодно – добавил Леша, – можно взять пакет обычный, постелить на лестницу и… 

Прервать фекальную тему удалось лишь призывом выпить. В этот раз бутылку решили доверить даме, которая впервые улыбнулась от такой оказанной чести и обнажила два выбитых зуба. 



— Сложная история у девушки, – шепнул мне один бомж в стороне, – Ушла из дома, там вроде как отец или отчим педофил был… 



Внезапно на наш огонек подтянулось толпа киргизов. Выглядели они недружелюбно, но едва заметив щедро льющуюся водку, раздобрели и поспешили высказаться: 



— Московским бомжам еще ладно — можно в приют или в больницу если что. А нам куда деваться? Нас отовсюду прогоняют. 
— Так может домой? 
— А что домой? У меня там жена, дети, родители… 

Возникла пауза. 

— В том мире, откуда я — жена и дети, как бы, напротив, считаются поводом вернуться, домой, а не бомжевать в другой стране. 
— Ну, так я ж разведен, – пояснил киргиз и на всякий случай добавил дежурное – Да и денег с документами нет, украли все. 



Справа раздался звук глухого удара: это Валера рухнул с лавки, не рассчитав свои габариты и ее размер. Трое ребят сразу бросились к Валере и усадили его на место. Он не возражал: собственно весь его вид говорил о том, что последние полчаса Валера пребывает в режиме гибернации. Мы выразили озабоченность: 

— Не замерзнет он тут? 
— Нет, – улыбнулись ребята, – Валера не пропадет. Он у нас живучий. 
— Ну, ведь замерзнуть же может так однажды? 
— Мы, во-первых, его не бросим — Леша разбудит и отведет в теплое место, – пояснили парни, – Во-вторых, кто обычно замерзает зимой? Новички, которые только приехали. У которых нет компании своей, которые не знают куда пойти. А те кто давно в Москве не пропадут. Мы друг за другом присматриваем. 
— То есть, можно сказать, залог успеха в бомж-комьюнити — это наличие широких социальных связей, – резюмировали мы. 
— Конечно, – не вникая, поддакнул киргиз. 
— Но все равно, непонятно как вы выживаете. 
— Да ладно. Ты тоже выжил бы. Это только кажется, что невозможно. А на улице окажешься, начнешь вертеться и… 
— Надеюсь, не окажусь. 
— Всякое бывает в жизни, – сказал киргиз и облокотился на постер National Geographic, – А ну-ка, сфотографируй меня с зайчиком. 



Спасибо Маркову за отличную компанию и помощь в подготовке материала. 

 

Вступай в РНДБ, коль совесть есть!

 Из олигархов вытряхнем мы спесь!

(Подай заявку в "диалогах"  здесь -

на сайте, написав в "обратной связи"

свой телефон и электронный адрес)

 
Яндекс.Директ Все объявления
Обвал цен в магазине LAMODA. −50%Ликвидация модной обуви! Sale! Бесплатная доставка РФ! Примерка до оплаты!Адрес и телефон lamoda74.ru   Книжный Клуб РоссияАкция! Все книги по 69 руб. + подарки. Кто еще не зарегистрировался?ksdbook.ru

  

Статус бездомных и лиц без определенного места жительства: необходимо четкое правовое регулирование

БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА:
НЕОБХОДИМО ЧЕТКОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Е.А. ШКОЛЯРЕНКО
Школяренко Евгений Александрович - старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Новокузнецкого филиала-института Кемеровского госуниверситета.
Правовой статус личности с давних времен являлся предметом исследований многих ученых, мыслителей в области права, философии и социологии. В античной науке данной проблеме много внимания уделяли Платон, Аристотель, Цицерон и другие. В Киевской Руси также предпринимались попытки обозначить основы взаимодействия индивида и государства. "Уже в "Русской правде" прослеживается стремление обеспечить безопасность личности и неотчуждаемость собственности" <*>. Известно, что под правовым статусом человека понимают совокупность признанных и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права <**>.
--------------------------------
<*> Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992. С. 5.
<**> См., например: Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 473.
На протяжении всего развития человеческого общества от первобытности до настоящего времени можно увидеть этапы становления института правового статуса личности, и прежде всего эти этапы были обусловлены существованием извечных коллизий между личностью и обществом.
Так, произошедший в 90-е годы процесс распада Союза ССР и вместе с этим глубокое реформирование всех сфер жизни российского государства породили массу негативных явлений, которые не только не утихают и по сей день, а нарастают с еще большей силой. Одним из таких явлений можно считать появление в нашем обществе определенной группы людей, обладающих весьма неясным правовым статусом. Некоторые называют их лицами без определенного места жительства (сокращенно - бомжами) или лицами без определенного места жительства и работы (сокращенно - бомжами) либо бездомными. Официальная статистика численности вышеуказанной категории граждан в РФ не ведется, но существуют статистические данные о количестве учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, а также о численности лиц, обслуживаемых в течение года в таких учреждениях. Причем нужно заметить, что число учреждений социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий по сравнению с 2001 годом возросло с 89 до 99 в 2002 году, а численность лиц, обслуживаемых в течение года в этих учреждениях, по сравнению с 2001 годом, также возросла с 48378 человек до 57430 человек в 2002 году <*>.
--------------------------------
<*> См.: Социальное положение и уровень жизни населения России // Сборник Госкомстата России. 2002.
Кто эти люди? Откуда они берутся? Кого можно считать бомжом или бездомным и почему такие статусы мешают реализации конституционных прав индивида?
Энциклопедические источники термин "бомж" определяют как лицо, не имеющее определенного (постоянного или временного) места жительства <*>. По российскому законодательству понятия "постоянное" и "временное" место жительства гражданина четко не определены. Сегодня реально существует правовая коллизия, от которой страдают миллионы россиян и соотечественников, проживающих на территории бывшего СССР. Речь идет о противоречии ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации <**> и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <***> (далее - Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...").
--------------------------------
<*> См., например: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001. С. 494.
<**> См.: СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
<***> См.: РГ. 1993. 10 авг.
Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или временно проживает. Можно предположить, что местом жительства гражданина может быть жилое помещение, нежилое помещение или какое-либо иное место, в котором гражданин постоянно или временно проживает (чердак, подвал, склад, школа, уличный переход и т.п.). В статье 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." указан перечень мест, в которых гражданин может постоянно или временно проживать. Это - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Из анализа этой статьи можно сделать вывод, что временным местом жительства гражданина является место временного пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Никакие другие места, в которых может проживать гражданин, в данном Законе не указаны.
При том что определения термина "без определенного места жительства" в российском законодательстве вовсе нет, отсутствует и определение термина "бездомный". Однако есть люди, которые по социальному статусу могут быть отнесены к бездомным и бомжам. Существуют и серьезные проблемы, которые у них возникают из-за несовершенства российского законодательства, правовых пробелов и коллизий, создающих условия для постоянного пополнения рядов бомжей и бездомных. Такие пробелы и коллизии общеизвестны, о них уже достаточно давно говорят и пишут в литературе. Это несовершенство норм о приватизации жилья, длительное отсутствие норм о защите прав собственности лиц пенсионного возраста и престарелых, правовой нигилизм граждан, недобросовестность отдельных предпринимателей, осуществляющих коммерческую деятельность на рынке жилья, и т.д.
Граждане, потерявшие жилье по различным основаниям, как правило, "переселяются" в теплотрассы, уличные переходы, метро и ведут антисоциальный образ жизни. Такие граждане не имеют регистрации по месту пребывания, поскольку их местом проживания является место общественного пользования, и в целом фактически лишены конституционных прав, предоставленных человеку главой 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". При этом законодатель не предпринимает никаких мер, чтобы эти граждане могли легализовать свое положение и защитить свои права. Между тем бездомные и бомжи в России есть и, к сожалению, их становится все больше. Законодателю все-таки придется не только признать наличие таких категорий граждан, но и определить их правовой статус.
Кого же можно считать бездомным и бомжом и какие для этой категории граждан можно создать специальные правовые условия, которые способствовали бы реализации ими их конституционных прав?
Сама этимология слова "бездомный" дает нам понять, что это лицо, у которого отсутствует какой-либо дом или жилье. Данное лицо не имеет жилого помещения на праве собственности, аренды, договора жилищного найма (поднайма), не владеет и (или) не пользуется жильем на других законных основаниях. Можно сделать вывод, что под "бездомными" с юридической точки зрения должны пониматься все те люди, которые проживают вне помещений, виды которых указаны в ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...". Что же касается определения "без определенного места жительства", то с юридической точки зрения его следует применять в отношении лиц, не имеющих регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
В обыденном и официальном понимании, как уже упоминалось, под местом жительства понимается только жилое помещение, но человек может проживать и в нежилом помещении. В связи с этим он не будет иметь регистрации по месту жительства или пребывания, поскольку не сможет предоставить указанные в ст. 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." документы, необходимые для регистрации. Кроме того, и сама регистрация граждан в нежилых помещениях не предусмотрена упомянутым Законом. Местом жительства гражданина в таком случае будет являться место, где он постоянно или временно проживает, указанное в ст. 20 ГК РФ. Однако подобный факт не будет признан и официально зафиксирован органами, проводящими регистрацию граждан по месту их жительства или пребывания.
Мы отнюдь не призываем вводить регистрацию граждан по месту их фактического жительства в нежилых помещениях. Но определения "бездомный" и "без определенного места жительства" должны быть законодательно закреплены, и для этих лиц должна быть введена отдельная регистрация. В связи с этим целесообразно внести соответствующие дополнения прежде всего в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", а также в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 <*>. Путем правовой регламентации термина "бездомный" можно ликвидировать пробел в российском законодательстве, не позволяющий некоторым категориям граждан реализовывать свои конституционные права.
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
Однако путаницу в толковании и правоприменении термина "лицо без определенного места жительства", создаваемую правовой коллизией между ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", без серьезного научного анализа устранить не удастся.
В России существуют две группы лиц, которых можно отнести к бомжам. Одну составляют антисоциальные личности, становящиеся бомжами, как правило, добровольно или в силу каких-то субъективных обстоятельств; другую образуют граждане, ведущие нормальный образ жизни, не нарушающий общественных интересов, но становящиеся бомжами "по воле" законодателя (федерального и (или) регионального).
Антисоциальные личности могут иметь жилье, быть в нем зарегистрированными, иметь доходы в виде различного рода пособий и других социальных выплат, но в силу своих личностных проблем вести антисоциальный образ жизни, создающий проблемы для окружающих их людей. Такие личности, как правило, являются переносчиками инфекционных и венерических заболеваний, больны алкоголизмом или наркоманией, совершают административные проступки и уголовные преступления, живут в подъездах (подвалах, лифтовых кабинах, на чердаках) жилых домов, уличных переходах и других не приспособленных для проживания местах. Иными словами, эти люди антисоциальны и их правильно относят к категории бомжей.
Но в нашем обществе есть и другие граждане, которых совсем неправильно относят к категории бомжей. Граждане, которые, напротив, ведут себя достойно, учатся или работают, как правило, имеют собственность, содержат семью, детей, родителей, направляют свои усилия на повышение благосостояния, то есть ведут социальный образ жизни, но из-за формальностей, а порой из-за неверного применения государственных регуляторов отдельных общественных процессов их причисляют к бомжам. К таким лицам применяется административно-правовой режим в виде регистрации по месту временного пребывания, а вернее сказать, временному месту жительства, установленный федеральными и региональными Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации.
Так, часть 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. А Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." определил порядок реализации гражданами такого права. Кроме того, Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию, определен порядок регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства.
Поскольку статья 72 Конституции Российской Федерации относит административное законодательство к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то органы государственной власти субъектов Российской Федерации также получили право регулировать вопросы регистрации граждан по месту их пребывания и жительства. Общеизвестно, что такой вид административно-правовых режимов, как регистрация граждан по месту их пребывания, вводится для учета граждан, мигрирующих внутри одного государства, так называемых внутренних мигрантов.
Отмечу, что за последние несколько лет многие субъекты Российской Федерации оказались буквально под гнетом вынужденной миграции. Прежде всего эта проблема коснулась центральных областей, Дальневосточного региона и юга России. Поэтому региональный законодатель вынужден чаще всего принимать нормы, ограничивающие приток населения в свой регион. Эти нормы вводят ограничения при регистрации граждан по месту пребывания и месту жительства, которых не предусматривает федеральное законодательство, придавая регистрации разрешительный характер (вместо уведомительного, установленного на федеральном уровне).
Из Специального доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации "О конституционном праве на свободу передвижения, свободный выбор места пребывания и места жительства в Российской Федерации" от 15 сентября 2000 г. явствует, что в 11-ти субъектах Российской Федерации действуют нормативно-правовые акты, усложняющие регистрацию граждан по месту пребывания и жительства и устанавливающие не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные ограничения. Из-за введения субъектами Российской Федерации различного рода ограничений количество лиц, которых можно отнести к бомжам, резко увеличивается. По действующим нормам, в России бомжом может стать и миллионер, и функционер, и политический деятель, и любой гражданин, не имеющий временной регистрации после трех дней пребывания на территории субъекта Российской Федерации, где введены правила по регистрации временного пребывания или жительства граждан. При этом административные процедуры получения временной регистрации установлены таким образом, что необходимо потратить не менее недели, а то и более, для прохождения процедуры регистрации по месту пребывания. Уместно также заметить, что далеко не каждый гражданин России или лицо, законно пребывающее на ее территории, знают об обязанности зарегистрироваться в надлежащие сроки по месту своего пребывания или жительства.
Особого внимания заслуживает законодательная практика по вопросам регистрации по месту пребывания и месту жительства города Москвы как крупнейшего мегаполиса, а также регионов, расположенных на границе Российской Федерации, таких как Ставропольский и Краснодарский края.
В соответствии с Законом г. Москвы от 14 сентября 1994 г. N 15-67 "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство" <*> устанавливался сбор в размере, 5000-кратном минимальной месячной оплате труда, который должен был быть уплачен лицом, которое желает зарегистрироваться по месту жительства в городе Москве. В Порядке рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами Москвы и Московской области, прибывающих на жительство в Москву, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 11 октября 1994 г. N 922 <**>, - что прописке (регистрации) в городе Москве подлежат только граждане, уплатившие установленный названным Законом сбор (п. 1).
--------------------------------
<*> См.: Ведомости Московской городской Думы. 1994. N 6.
<**> См.: Вестник Мэрии Москвы. 1994. N 23.
Таким образом, данные нормативные акты вводили разрешительный порядок регистрации по месту жительства в городе Москве. В то же время Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." устанавливает уведомительный порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, предписывая гражданину обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с соответствующим заявлением, представив необходимые документы (ст. 3, 6).
Показателен также опыт Ставропольского края по регулированию административно-правового режима регистрации по месту временного пребывания и месту жительства. Дума Ставропольского края приняла Временное положение от 6 октября 1994 г. N 118-8ГДСК "О пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае", в которое в дальнейшем были внесены изменения и дополнения Постановлениями от 24 ноября 1994 г. и от 29 июня 1995 г. <*> Пункт 3 названного Положения устанавливал, что право граждан на выбор места жительства в Ставропольском крае реализуется только на возмездной основе. Кроме этого, пункт 21 Временного положения предусматривал выдачу специальных разрешений на постоянное место жительства в населенных пунктах Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края, которые должны были выдаваться в пределах ежегодных квот, равных 0,5 процента от числа жителей соответствующего населенного пункта. Пунктом 29 упомянутого Временного положения устанавливалось также, что все лица, прибывшие в Ставропольский край для постоянного проживания, обязаны пройти регистрацию в течение десяти дней со дня их определения по месту жительства и что до принятия соответствующего законодательства Российской Федерации под регистрацией по месту жительства подразумевается прописка граждан <**>.
--------------------------------
<*> Данных об официальном опубликовании нет.
<**> К сожалению, данных о том, что Временное положение от 6 октября 1994 г. N 118-8ГДСК "О пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае" утратило силу, нет. Таким образом, можно предположить, что нормы данного Временного положения сохраняют свою силу, чем нарушается право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства и пребывания на территории Ставропольского края. 
Постановление Государственной Думы Ставропольского края от 06.10.1994 N 118-8ГДСК "Об утверждении Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае" утратило силу в связи с изданием Постановления Государственной Думы Ставропольского края от 16.07.1997 N 651-39 ГДСК "О признании утратившим силу Постановления Государственной Думы Ставропольского края от 6 октября 1994 г. N 118-8 "Об утверждении Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае".Упомянутые нормы правовых актов города Москвы и Ставропольского края были признаны Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. N 9-П <*> не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку вводили ограничения в праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, придавая регистрации по месту жительства по сути разрешительный порядок вместо уведомительного, который предусматривает Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...".
--------------------------------
<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.
Необходимо заметить, что московскому законодателю потребовалось четыре года для того, чтобы признать эти нормативные акты утратившими силу <*>.
--------------------------------
<*> Закон г. Москвы от 14 сентября 1994 г. N 15-67 "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Москву на жительство" был признан утратившим силу Законом г. Москвы от 20.12.2000 N 47 "О признании утратившим силу Закона города Москвы от 14 сентября 1994 года N 15-67 "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в город Москву на жительство". Постановление Правительства Москвы от 11 октября 1994 г. N 922 "О прописке (регистрации) граждан, прибывающих на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности" было признано утратившим силу в связи с изданием распоряжения мэра Москвы от 29 марта 2001 г. N 283-РМ "О признании утратившими силу распоряжения вице-мэра Москвы от 31 января 1992 г. N 46-РВМ и Постановления Правительства Москвы от 11 октября 1994 г. N 922".
Нежелательное количество граждан, переселяющихся в тот или иной субъект Российской Федерации, "толкает" органы государственной власти этих субъектов Российской Федерации к нарушению федерального законодательства.
Так, в статье 19 Закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. N 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" (в ред. Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 497-КЗ) <*> краевой законодатель установил правило о том, что нотариальные конторы вправе оформлять договоры отчуждения жилья, находящегося в пограничной полосе на территории Краснодарского края, а учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут регистрировать права на недвижимое имущество, находящееся в пограничной полосе на территории Краснодарского края, только при наличии у лица, приобретающего жилье, постоянной регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края или по решению краевой комиссии миграционного контроля. Становится ясно, что житель края не сможет свободно распорядиться своей собственностью, продать жилое помещение, к примеру, своему родственнику, не имеющему регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края, или такая возможность будет поставлена в зависимость от положительного решения краевой комиссии миграционного контроля, даже если покупатель впоследствии намерен зарегистрироваться по месту жительства в Краснодарском крае. Путем установления краевым законодателем, по сути, разрешительного порядка купли-продажи недвижимости на территории Краснодарского края введены ограничения в праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан Российской Федерации.
--------------------------------
<*> Данных об официальном опубликовании нет.
Здесь необходимо заметить, что ст. 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." содержит правило о том, что ограничения в праве на свободу передвижения для граждан Российской Федерации могут устанавливаться, в частности, в пограничной полосе. Но такие ограничения, как указано в той же ст. 8 Закона, могут устанавливаться только законами Российской Федерации. Федерального закона, который бы устанавливал ограничения в праве на свободу передвижения в пограничной полосе Краснодарского края, на сегодняшний день не существует. Поэтому краевой законодатель неправомерно осуществил установление на территории Краснодарского края административно-правового режима регистрации граждан по месту жительства, который ограничивает право граждан Российской Федерации на свободу передвижения. Меры по пресечению незаконной миграции, недопущению социально-экономического давления на крупные города должны приниматься федеральным и региональным законодателем совместно и согласованно. Нормы же Закона Краснодарского края от 11 апреля 2002 г. N 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" (в ред. Закона Краснодарского края от 26 июня 2002 г. N 497-КЗ) не были рассмотрены Конституционным Судом Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и продолжают действовать, нарушая, на наш взгляд, право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Краснодарского края.
Отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства или по месту пребывания порождает массу негативных последствий. Во-первых, гражданина, не имеющего регистрации по месту временного пребывания или месту жительства, штрафуют на каждом шагу, так как отсутствие регистрации является административным правонарушением, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается наложение взыскания в виде предупреждения или штрафа (ст. 19.15). Кроме того, без регистрации гражданин не может реализовать в полной мере свои конституционные права: устроиться на работу, использовать право на бесплатную медицинскую помощь, осуществить свои избирательные права и т.д.
С сожалением приходится констатировать, что механизм правоприменения административно-правового режима регистрации граждан по месту пребывания и жительства, а именно те ограничения, которые вводятся правовыми актами, в том числе субъектов Российской Федерации, с благими намерениями (сдерживание миграционных потоков, пресечение незаконной миграции, недопущение переселения из своего региона, недопущение перенагрузки на социально-экономическую инфраструктуру региона, сдерживание межнациональных конфликтов и т.п.), превращает мигрирующего россиянина в лицо без определенного места жительства - в бомжа. Такое несовершенство законодательства требует серьезного, принципиально нового подхода в правовой регламентации рассматриваемого вопроса. Скажем, процедуры получения временной регистрации граждан по месту их пребывания можно существенно упростить. Например, для граждан удобнее, если регистрацию по месту пребывания будут производить одновременно с проверкой документов и установлением личности при пересечении людьми границ субъектов Российской Федерации в портах, на железнодорожных станциях, вокзалах, контрольно-пропускных пунктах ГИБДД и т.д. А для обездоленных и бомжей будут созданы условия для их регистрации по месту их фактического проживания.
Целесообразным, на мой взгляд, является также внесение ряда норм в Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения...", которые вводили бы регистрацию бомжей и бездомных и регламентировали порядок осуществления такой регистрации. Осуществление особой регистрации в отношении этих лиц даст возможность компетентным органам располагать информацией о численности бомжей, их поле, возрасте, месте жительства, квалификации, занятости и на основании таких данных решать острые проблемы их расселения, занятости, обучения и переобучения и т.д.
В том числе это позволит:
1) избежать лицам без определенного места жительства боязни подавать заявления в административные органы о своем бедственном и нелегальном положении;
2) создать реально действующий правовой механизм реализации гражданами, являющимися лицами без определенного места жительства, права на свободу и личную неприкосновенность, достойную жизнь, социальное обеспечение, образование, медицинскую помощь, избирать и быть избранными;
3) исключить условия привлечения к административной ответственности внутренних мигрантов и лишит милицию условий "мздоимствовать";
4) распространить на бомжей действие федеральных и региональных программ социально-экономической направленности.
Закрепление в законодательстве терминов "бездомный" и "бомж", принятие ряда нормативно-правовых актов позволит решить проблему определения и формирования правового статуса этих категорий граждан.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ЗАКОН РФ от 25.06.1993 N 5242-1
"О ПРАВЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.07.1995 N 713
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ПРЕДЕЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОТВЕТСТВЕННЫХ ЗА РЕГИСТРАЦИЮ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 04.04.1996 N 9-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ГОРОДА МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ И ГОРОДА ВОРОНЕЖА, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН, ПРИБЫВАЮЩИХ НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО В НАЗВАННЫЕ РЕГИОНЫ"
ЗАКОН г. Москвы от 14.09.1994 N 15-67
"О СБОРЕ НА КОМПЕНСАЦИЮ ЗАТРАТ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА ПО РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМИ УСЛОВИЯМИ ГРАЖДАН, ПРИБЫВАЮЩИХ В Г. МОСКВУ НА ЖИТЕЛЬСТВО"
ЗАКОН г. Москвы от 20.12.2000 N 47
"О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 1994 ГОДА N 15-67 "О СБОРЕ НА КОМПЕНСАЦИЮ ЗАТРАТ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА ПО РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫМИ УСЛОВИЯМИ ГРАЖДАН, ПРИБЫВАЮЩИХ В ГОРОД МОСКВУ НА ЖИТЕЛЬСТВО"
ЗАКОН Краснодарского края от 11.04.2002 N 460-КЗ
"О ПРЕБЫВАНИИ И ЖИТЕЛЬСТВЕ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ"
(принят Законодательным Собранием Краснодарского края 27.03.2002)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Государственной Думы Ставропольского края от 06.10.1994 N 118-8ГДСК
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕБЫВАНИИ И ОПРЕДЕЛЕНИИ НА ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 11.10.1994 N 922
"О ПРОПИСКЕ (РЕГИСТРАЦИИ) ГРАЖДАН, ПРИБЫВАЮЩИХ НА ЖИТЕЛЬСТВО В МОСКВУ НА ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ, ПРИНАДЛЕЖАЩУЮ ИМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ"
(вместе с "ПОРЯДКОМ РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ ПРОПИСКИ (РЕГИСТРАЦИИ) ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИБЫВАЮЩИХ НА ЖИТЕЛЬСТВО В МОСКВУ НА ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ, ПРИНАДЛЕЖАЩУЮ ИМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ")
РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра Москвы от 29.03.2001 N 283-РМ
"О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ РАСПОРЯЖЕНИЯ ВИЦЕ-МЭРА МОСКВЫ ОТ 31 ЯНВАРЯ 1992 Г. N 46-РВМ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 1994 Г. N 922"
Журнал российского права, N 5, 2004

 

Прямо сейчас, когда ты читаешь эти строки, сотни обездоленных людей умирают от холода и голода. Брошенные всеми, они умоляют тебя о помощи.

WMmail.ru - сервис почтовых рассылок

Даже в СССР, который принято сегодня поливать грязью, для бомжей создавали нормальные условия, восстанавливали утерянные документы, находили родственников, трудоустраивали и боролись с этим явлением, а кто не делал выводы, изолировали из общества.
Современные российские бомжи предоставлены самим себе и РФ единственное "европейское" государство, не выплачивающее им пособие на существование и не имеющее госприютов. Приёмники распределители, функционировавшие в СССР ликвидированы вместе с изъятием из УК статьи о наказанием за бродяжничество и попрошайничество.
Да "здравствует" демократия (((

Паваник   30.10.2012 14:54   

·   Заявить о нарушении правил / Удалить

 

 

КТО ПОМОЖЕТ БОМЖУ?

Философия жизни

На Пасху неподалеку от тюменского Крестовоздвиженского храма грелись на солнышке четыре обитателя местной теплотрассы. Поражал их совершенно счастливый вид: разложенная перед ними «трапеза» получилась действительно праздничной. Был, по их словам, и отдельный повод для радости: зима закончилась. Ее переживают, как известно, не все...

Чем чаще доводилось наблюдать за бездомными, тем больше крепла уверенность: современные бомжи вовсе не такой несчастный народ, как было раньше. Для большинства из них это философия жизни. Если не так давно человек, оказавшийся на улице, попадал в безвыходное положение, то сегодня в Тюменской области государственные ведомства и общественные организации могут предоставить таким людям любую помощь. Квартиру, конечно, не подарят. Но оставаться прилично одетым гражданином с документами, честно работать, не голодать и иметь крышу над головой вполне возможно! Главное — самому захотеть. Но с этим как раз проблемы...

В центральной части Тюмени бродит бомж, который зовется Геннадием. Своим внушительным видом напоминает Льва Толстого в преклонном возрасте. Но если присмотреться, ему не дашь и сорока. Рассказывает, что был военным, потом оказался за решеткой, где-то есть жена и ребенок... Бедолага все собирается их разыскать, да нет денег на дорогу. А на билет надо совсем немного, рублей сто! Даешь купюру. Но через пару дней он снова полощется с друзьями в Утином пруду и доверительно повторяет свою историю...

Помогать или?..

В интернет-пространстве появились сообщества «бомж-хантеров» — людей, которые с каким-то упоением фотографируют самые гадкие сцены из жизни бездомных. Они называют это «юмором». Не хочется представлять, что эти «веселые ребята» могут сделать с обитателями улиц при встрече без свидетелей. Кстати, те, кто в глобальной Сети зовется немного по-другому — «дог-хантерами», — пишут откровенно: убиваем собак...

Недавно пришлось прогнать мальчишек, которые с гоготом кидали камни в тепловую камеру. Показавшийся из люка человек, уже изрядно побитый, что-то мычал и старался заслониться от града из щебенки. Неизвестно, чем бы закончилось происшествие... Не так давно один бомж, сидя у храма, разоткровенничался: больше всего он боится молодых парней. По его словам, тюменские подростки прошлым летом до смерти забили нескольких его товарищей. И бедолага, который даже имя свое не сразу вспомнил, не сомневался: его ждет та же участь.

Однако немало людей, которым бездомных искренне жаль. Читатели «Тюменских известий» тоже оказались сердобольными: половина из тех, кто участвовал в опросе на сайте газеты, посчитали: бомжам надо помогать, потому что они несчастные. Умирают от болезней, замерзают... Горожане интересуются в редакции, как переселить бомжей из теплотрассы в более комфортные условия. Как нам удалось выяснить, система работы с бездомными в Тюмени уже отлажена.

По словам Салавата Бурундукова, начальника отдела общественной безопасности департамента безопасности жизнедеятельности администрации города, информация о бомжах, если такая поступает от населения в различные муниципальные ведомства, незамедлительно передается в специализированный центр социальной помощи лицам без определенного места жительства и лицам, освободившимся из учреждений УФСИН (ул. Коммунистическая, 70). На его базе уже четвертый год действует «Социальный экспресс» — служба оказания экстренной помощи «лицам БОМЖ». Граждане могут позвонить сразу по номеру 62-65-65 — и специалисты приедут и помогут. При необходимости на место прибывают представители органов здравоохранения и внутренних дел.

По информации департамента социального развития Тюменской области, в 2011 году «Социальный экспресс» вызывали около 450 раз. В ходе выездов выявлено около 460 бомжей. Всем нуждающимся предоставлен временный приют и оказана необходимая помощь.

За прошлый год в центре обслужено 1,6 тысячи лиц без определенного места жительства и тех, кто освободился из мест лишения свободы: свыше 270 человек обрели временный приют, более 250 — трудоустроились, сотне человек помогли оформить документы, удостоверяющие личность, семерым нашли родственников... Как разъясняют специалисты центра, для того, чтобы бомж мог получить помощь, от него не требуется ничего кроме согласия.

Помимо тюменского центра комплексная социальная поддержка лицам без определенного места жительства организована на базе 25 территориальных автономных учреждений социального обслуживания населения. С бездомными работает специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, что в деревне Михайловка Тобольского района.

Умереть не дадут

Нередко, увидя лежащего на улице бомжа, горожане начинают звонить в «скорую». Медики приезжают, оказывают бездомному первую помощь и при необходимости везут в больницу. Врачи-травматологи из второй областной рассказывают, что очень часто это их «клиенты». Обморожения, сломанные конечности, проломленные головы... Таких обратно на улицу не выгонишь. Насколько возможно, пациентов отмывают. Но как справиться с устойчивым дурным запахом? А куда девать целый «букет» инфекционных болезней? Почти каждый медик, помогавший бомжу, потом лечился от чесотки.

Пока, конечно, нет ни специальных автомобилей скорой помощи, чтобы везти опустившегося до предела бездомного, ни отдельных палат. И потому не ясно: что с такими больными делать дальше? Их лечат в стационарах, наблюдают в диспансерах. Но выписывают побыстрее. Нередко, как рассказывают студенты-медики, таких людей после оказания помощи сразу — летом и зимой — отправляют «долечиваться» за пределы больничной территории. Рядом как раз проходит теплотрасса...

Самостоятельно «настоящие» бомжи в поликлиники не обращаются. Однако, если бы гражданину пришло это в голову, ему бы не отказали. По информации областного департамента здравоохранения, медицинская помощь (стационарная и неотложная) лицам без определенного места жительства предоставляется в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи во всех учреждениях здравоохранения Тюменской области. Каждому поступившему на лечение бездомному делается флюорография, проводится обязательное обследование на сифилис и, по желанию больного, — на ВИЧ.

Лечение для лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию (в том числе без определенного места жительства), бесплатное, если речь идет о туберкулезе, инфекциях, передающихся половым путем, психических расстройствах, экстренной медпомощи. Каждый год в Тюменской области, по официальным данным, медицинская помощь оказывается 1000 пациентам без постоянного места жительства или попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Полиция бомжей бережёт

Встретившись с бомжом, некоторые набирают номер «02». Там всегда подскажут, как позвонить в дежурную часть полиции по месту жительства. Можно обратиться сразу к своему участковому. Его номер телефона, фамилию и даже фотографию легко найти на официальном сайте УМВД России по Тюменской области в разделе «Ваш участковый» (http://72.mvd.ru).

Для обращения в правоохранительные органы должен быть налицо факт нарушения общественного порядка. Как нам рассказал Александр Приходько, начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции Управления МВД России по Тюменской области, если бездомный действительно нарушает порядок, его доставят прямиком в дежурную часть. Первым делом установят личность, снимут отпечатки пальцев и поставят на видеоучет. Если гражданин не причастен к преступлениям, то он отправляется в центр на Коммунистической. Если задержанный уличен в преступной деятельности, его ждет правосудие по букве закона.

Преступлений, совершенных людьми без постоянного места жительства, к сожалению, хватает. Поэтому полиция проводит оперативно-профилактические мероприятия «Бомж», направленные на профилактику преступлений и правонарушений среди этих лиц. В феврале 782 сотрудника органов внутренних дел юга области в поисках бездомных проверили 497 подвалов, 425 чердаков, 34 землянки в лесных массивах, 92 дачных кооператива, 37 свалок, 44 пункта приема металлов, 44 строительных объекта и 24 придорожных рынка.

В результате стражи правопорядка выявили 94 лица без определенного места жительства, из них 34 находились в розыске за совершение преступлений. Установлены 12 лиц, числившихся без вести пропавшими и утративших связь с родственниками. Кроме того, в ходе операции раскрыто одно преступление, совершенное лицами без определенного места жительства. 74 человека были поставлены на дактилоскопические учеты, 51 — на видеоучет. Тюменские полицейские направили для реабилитации в учреждения социальной защиты населения Тюменской области 15 граждан.

Как правило, участковые знают всех «постоянных» бомжей со своей территории. Это люди, которые сознательно выбрали такой образ жизни. Каждый раз, когда они попадаются в поле зрения правоохранителям или социальным службам, специалисты пытаются им помочь. Но, помывшись, отдохнув, подлечившись, люди снова выходят на долгожданную «свободу», забираются в уже обжитый подвал или тепловую камеру. Идут кормиться милостыней или съестными припасами из городских баков. И никакие разъяснительные беседы на «граждан со свалок» не действуют.

Один в поле не воин

Иногда сердобольные граждане пытаются помочь бездомным по-своему. К примеру, покормить в морозы. Но события разворачиваются примерно по одному сценарию: почуяв, где тепло и сытно, бомжи проникают в подъезды. Их появление на первом этаже по запаху безошибочно обнаруживается даже на верхних лестничных клетках. Кончается всё конфликтом с соседями, которые вычисляют, кто «приманил» незавидных гостей, и выдворением разобиженных посетителей подальше от дома раз и навсегда...

Чтобы сделать по-настоящему доброе дело, люди объединяются. В области действуют благотворительные организации, большинство из которых курируется религиозными общинами. Известны акции мусульман, кормящих бездомных в праздники. Христианские протестантские церкви готовы принять в свои центры реабилитации тех, кто готов изменить жизнь. Православные более пяти лет назад организовали благотворительную столовую для бездомных и малоимущих на территории Вознесенско-Георгиевского храма на улице Береговой и до сих пор единственные в городе кормят ежедневно до двухсот посетителей.

Открытие столовой было первым шагом региональной благотворительной организации «Будущее начинается сейчас». Уже не один год на средства добрых людей и социальных грантов идет восстановление здания бывшего детского сада на улице Чекистов. К декабрю планируется открытие комплекса «Дом милосердия Богадельня», где любой бездомный сможет получить медицинскую помощь, питание и временный приют. Здесь ему помогут разобраться с клубком психологических и юридических проблем. Как рассказала руководитель организации Галина Паршуткина, стационарная столовая скоро переедет в район Рабочего поселка, но в Тюмени появятся четыре точки, где нуждающиеся ежедневно смогут получать горячие обеды. Сама богадельня не будет дублировать работу государственной «ночлежки». Общественники все силы направят на то, чтобы участвовать в судьбе бездомного до конца. Они действуют по принципу: «Всё лучшее стремись отдать другим, за подвиг это вовсе не считая».

Более 2,5 тысячи лиц без определенного места жительства обслужили в 2011 году учреждения социальной сферы юга Тюменской области. Свыше 500 человек получили временный приют.

Фото Михаила Калянова.




© rndb1975

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz